В
чемпионате участвовали шесть команд: «Восток» (Владивосток), СК
«Турбина» (Балаково), «Мега-Лада» (Тольятти), «Салават» и «Октябрьский».
Притом последние две заявили о своем участии в начале сезона по
банальной причине: до последнего не было известно, смогут ли они найти
финансы. Обратим теперь внимание на составы команд. У «Мега-Лады» два
мастера спорта международного класса: Даниил Иванов и Сергей Даркин. Да
и мастер спорта Семен Власов не лыком шит. В СК «Турбина» — два
МСМК, зато каких — Роман Поважный, Эмиль Сайфутдинов, мастер спорта
Денис Гизатуллин. У «Востока» — МСМК Ренат Гафуров, МС Григорий Лагута,
КМС Алексей Харченко, блистательный Артем Лагута. «Восток» без
единого поражения наконец-то завоевал долгожданное «золото» (двукратный
чемпион СССР — 1972, 1990 гг.). СК «Турбина» серебряный призер, а у
«Мега-Лады» — «бронза». Почему? Начнем с того, что руководство
Владивостока выделило, видимо, немалые средства для спидвея. На стадионе
«Авангард» завершили монтаж надувных бортов безопасности (они еще
раньше появились в Тольятти и Балаково), построили навес над боксами,
раздевалки, душевые и т.д. благодаря неравнодушию мэра города к спидвею.
Он прикладывает много сил на развитие команды и инфраструктуры
спидвейного стадиона, несмотря на тяжелые финансовые условия в период
кризиса. И все же нужно учесть, что Владивосток — крупный портовый город
со всеми вытекающими отсюда последствиями и финансовыми возможностями.
Губернатор Саратовской области также оказывает помощь СК «Турбина». «Мега-Лада»
оказалась в роли просителей. После громкого убийства ее президента А.М.
Степанова, председателя Комитета по спорту Самарской Думы, некому стало
помогать и изыскивать финансовые средства. В каком составе
выступала команда «Салават» в нынешнем сезоне? Единственный мастер
спорта Роман Каширин, кандидат в мастера спорта Артем Щепин — это весь
взрослый состав. Юниоры: кандидат в мастера спорта Денис Алексеев,
перворазрядники Сергей Поленок и Валерий Савельев. А октябрьцы?
Алексей Гузаев гонялся в Польской лиге, Ленар Нигматзянов — в Германии и
в той же Польше; Илья Бондаренко, Роман Иванов плюс неплохой юниор
Евгений Сидорин. Почувствовали разницу? Если обе команды постоянно
твердили о том, что нет финансов, нет техники, резина старая и т.д.,
вторая башкирская сумела перейти на самофинансирование. Гонщик выступал
на своем мотоцикле, благодаря Интернету и поиску спонсоров октябрьцам
купили один мотоцикл, оплатили жилеты. В последний раз когда-то
знаменитая на всю Европу салаватская команда выиграла «бронзу» в 2004
году, когда тренером стал приглашенный на сезон опытный специалист из
Тольятти Игорь Дмитриев. По поводу финансов. После этой победы были
года, когда финансирования хватало, приглашали легионеров, но до медалей
все равно дело не доходило. На наш взгляд, «Салавату» не везет по
нескольким причинам: нет опытного тренера, хороших тренировок, нет
стимула. А талантливых гонщиков в нашем городе всегда хватало.
«Разлетелись» в другие клубы Семен Власов, Денис Сайфутдинов, про Эмиля и
речи нет, его знает весь спортивный мир. Конечно,
команда в нынешнем сезоне пыталась бороться, гонки были интересными.
Встреча на нашем стадионе с октябрьцами закончилась со счетом 44:46 в
пользу гостей, которым удалось выйти вперед только после 14-го заезда.
Но отсутствие достаточного количества взрослых гонщиков и опытных
юниоров сделало свое дело. Огромным плюсом для клуба является и то,
что здесь сумели найти средства и провести без финансирования из бюджета
традиционный мемориал Александра Баскакова, который выиграл тольяттинец
Сергей Даркин. Второе и третье места поделили два его одноклубника Олег
Бесчастнов и Виталий Белоусов. Роман Каширин стал четвертым. В
рамках мемориала прошел и юношеский турнир, где первое и второе места
поделили салаватцы Роман Лахбаум и Вадим Ямилов, на третьем — Арслан
Файзуллин из Октябрьского. Шестое место в личном зачете чемпионата
России среди юниоров занял Никита Парфенов. Если бы не досадное падение
Валерия Савельева, он также мог претендовать на место в пятерке лучших
юниоров России. Вышел в финал и участвовал в двух этапах личного
чемпионата среди мужчин наш юниор Сергей Поленок. Хотя не набрал ни
одного очка и занял последнее место, он смог приобрести бесценный опыт,
выступив в группе сильнейших гонщиков России. А теперь перейдем к соревнованиям среди юниоров. В
командном первенстве «золото» также завоевали представители
Владивостока (34 очка), с небольшим отрывом «серебро» досталось СК
«Турбина» (32), «бронза» у «Мега-Лады» (22), салаватцы на четвертом
месте (18) — всего принимали участие семь команд. В парном Кубке России балаковцы на шесть очков опередили тольяттинцев (30), у «Салавата» — третье место (18). В
личном чемпионате также блистал представитель «Востока» Артем Лагута,
недавний триумфатор Гран-при Челлендж, второй год подряд выиграв все
свои заезды в финалах, вновь стал чемпионом России. «Серебро» у его
одноклубника Вадима Тарасенко, «бронза» — у балаковца Андрея Кудряшова.
Напомним, в 2008 году чемпионом стал Эмиль Сайфутдинов, а Лагута получил
«серебро». Практически в самом конце сезона во Владивостоке
состоялся заключительный этап личного чемпионата России среди мужчин.
Здесь владивостоковец Артем Лагута на втором месте вслед за старшим
братом Григорием, на третьем — их племянник Вадим Тарасенко. По сумме
трех этапов, набрав 42 очка, Артем Лагута стал чемпионом России, что
вполне было ожидаемо, судя по его другим блистательным победам.
«Серебро» (38 очков) у Григория Лагуты, «бронза» (36) — у Дениса
Гизатуллина. С четвертого по седьмое места заняли, соответственно, Роман
Поважный, Сергей Даркин, Ренат Гафуров, Семен Власов. Тройка самых
результативных гонщиков командного чемпионата 2010 года: Сергей Даркин
(«Мега-Лада» — 105 очков), Артем и Григорий Лагута («Восток» — 99 и 98
очков). Соответственно, среднезаездный рейтинг гонщиков составил
(количество очков, деленных на количество заездов): Григорий и Артем
Лагуга («Восток»), Роман Поважный, Денис Гизатуллин, Владислав Бородин
(все из «Турбины»), Алексей Харченко («Восток»), Сергей Даркин
(«Мега-Лада»), Ренат Гафуров («Восток»). Семен Власов на 11 месте, Роман
Каширин — 14, Денис Сайфутдинов — 21, Никита Парфенов — 28, Артем Щепин
— 29, Сергей Поленок — 31, Евгений Щепин — 32 — эти данные среди 38
гонщиков, а остальные не квалифицированы из-за малого количества
проведенных заездов. Итак, сезон завершился, результаты определены.
Что ожидает нас в 2011 году? Пока это задача с двумя неизвестными. Как
обычно в последние годы удручающее положение для салаватской команды. А теперь два небольших интервью. А.В. Коротченко, председатель Комитета по спорту Администрации городского округа город Салават: —
Считаю, что главная заслуга нынешнего сезона — возвращение команды в
чемпионат России. И, несмотря на недостаточное финансирование, она
продержалась до конца. Стадион во время гонок никогда не пустовал,
болельщики заполняли его практически полностью. Имеющаяся база
сохранена. Выстояли только благодаря детской спортивной школе «Спидвей». Во
время перерывов между гонками показывали свое умение 11—12-летние
перспективные ребята из этой школы. Роман Лахбаум, Вадим Ямилов и
другие. Молодежь растет сильная. Раньше в стране было много команд, а на
мировом уровне они смотрелись бледно. Сейчас всего ничего, зато Эмиль
Сайфутдинов, Артем Лагута блистали на мировых чемпионатах. Нужно
также отметить, что «Салават» завершил сезон без серьезных травм. А ведь
были года, когда гонщики «ломались» и ездить практически некому было.
Приятно, что наши завоевали «бронзу» среди юниорских пар. А во
взрослом составе у команды не было перспектив. Хотя, даже имея хорошие
финансы, как в 2008 году благодаря ОАО «Салаватнефтемаш», можно не
попасть в призеры. Недостаточный опыт тренеров и менеджеров сделал свое
дело. Видя такое положение, нынешние предприниматели не стремятся помочь
клубу. Поэтому перспектива очень туманная. В республике мотоспорт
развит. Им занимаются в Уфе, Стерлитамаке, Октябрьском, Салавате,
Учалах. Но на бюджетные деньги и результат будет бюджетным. В.Ф. Кофанов, директор ДЮСТШ «Спидвей»: —
Состояние и успехи команды во многом зависят от финансов. Да, можно
пригласить именитых гонщиков. Но первый вопрос, который они зададут —
это оплата. Да, октябрьцы заняли четвертое место. Они не тратились на
технику, спортсмены все приглашенные. В спидвее нам помогали по мелочам
три—четыре организации. А в большом спорте нужен большой спонсор. А мы
за весь сезон использовали 80 баллонов, когда только на одну гонку нужно
15. ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» помог в приобретении метанола. Финансы
— как сани, они нужны зимой. Администрация города исправно выделяла
заложенные в бюджете деньги на школу, которые делили и на спидвей. У
нас жива школа, есть хорошие ребята. В чемпионате республики по
мотокроссу среди многих участников мы заняли четвертое место. Спасибо за
помощь директорам ООО «Салаватжилсервис» И.Ф. Ханмурзину,
«Спецавтохозяйство» Ю.М. Кириллову, МУП «Флора» А.А. Файзуллину,
начальнику автошколы ДОСААФ М.А. Кадырову, ПУ-36 города Салавата МЧС РФ
по РБ И.В. Моляренко и другим. — Сезон завершился. Технику довели до
такого состояния, что всю нужно ремонтировать. Сейчас готовим дорожку на
следующий год, надеемся на лучшее, — говорит Василий Федорович. Истинный
болельщик, заполняющий трибуны стадиона «Строитель», надеется и верит в
улучшение условий клуба. И думается, что руководство города найдет силы
обратить взор на упадок спидвея — некогда спорта номер один в городе
Салавате. З. Исламов Источник: Газета "Выбор"
|