20:16 Башкирский спидвей: латание дыр или все же развитие? | |
Ровно через 10 дней после того, как на официальном сайте Президента Башкирии появились строки: «В частности, Рустэм Хамитов поручил кабинету министров проработать программу дальнейшего развития спидвея в республике», в Минспорте РБ состоялось заседание, посвященное вопросам дальнейшего развития мотоспорта, одним из видов которого является спидвей, а также строительству автодрома и картодрома, о которых шла речь в том же самом президентском поручении. На совещание собрались руководители ЦТВС имени Г.Кадырова (Уфа), мотоклуба «Каустик» (Стерлитамак), СТК «Горняк» (Учалы), спорткомитета, городской спидвейной команды и ДЮСТШ «Спидвей» Салавата, спидвей-клуба «Октябрьский», представители руководства республиканских федераций мотоспорта, автоспорта и картинга, республиканского совета ДОСААФ, а также авторы проекта автодрома, который планируется построить в Уфе на левом берегу Белой за Затонским мостом. Проект произвел впечатление лишь своей стоимостью, но никого из специалистов, разбирающихся в картинге и других видах автоспорта и мотоспорта, не заинтересовал. А расчет авторов идеи на постоянную загруженность объекта всевозможными видами авто- и мотосоревнований благодаря его универсальности вызвал ощутимое сомнение. Специалисты заявили: нужен отдельный картодром, нужна специальная трасса для автокросса, нужны современные карты и багги, нужно вернуться к вопросу о проведении зимних трековых гонок на ипподроме «Акбузат». Два десятилетия назад «автоспидвей» получал там временную прописку и пользовался неизменным зрительским интересом, но вскоре исчез. Картингисты же Башкирии в течение полувека все соревнования проводили лишь на площадях, наскоро обозначая трассы старыми автомобильными покрышками. Поэтому сейчас любой шаг вперед и для башкирского картинга, и для автоспорта в целом есть развитие. Но не для мотогонок на льду и не для спидвея, которые еще полвека назад прославили республику, а особенно ее столицу на весь спортивный мир. Тогдашнее руководство Башкирии не знало слова «инновация», но не побоялось взять на себя инициативу по развитию новых для страны видов спорта, и этот риск принес республике еще большую известность, чем нефть и мед. Однако последующие времена, особенно, последние, не оставили от былого величия почти никаких следов. Даже ежегодные мировые победы ледовиков полунищего по меркам профессионального спорта спортклуба имени Г.Кадырова мало интересовали «верха», а просьбы увеличить финансирование, хотя бы для закрепления успехов, нередко встречались шуткой «зачем вам увеличивать, если вы и так побеждаете?». Со спидвейной карты мира 12 лет назад исчезла Уфа – и ничего. К спидвею, пользовавшемуся огромной популярностью в Октябрьском и Салавате, в Уфе ощущалась какая-то молчаливая враждебность. Можно предположить, почему: команде Октябрьского помог встать на ноги и стать трехкратным чемпионом России вице-президент ОАО «Лукойл» Ралиф Сафин, который в 2003 году составил конкуренцию Муртазе Рахимову на выборах Президента Башкирии, а команда так и продолжала называться – «Лукойл». По здравому размышлению, сам спидвей и его болельщики не виноваты, что помощь пришла со стороны. И разве не было в самой Башкирии предприятий, которые могли бы спонсировать спидвей «на периферии» и помогли бы возродить его в Уфе? Увы, чем на самом деле руководствовались «там, наверху», неизвестно. Но когда «Лукойл» вычеркнул спидвей из своего списка, из Уфы спасательного круга Октябрьскому не бросили. К чему привела стойкая позиция дома на высоком берегу реки Агидель, можно было увидеть на описываемом совещании. Оробевшие за последние годы руководители упомянутых клубов и ведомств даже не осознали, что совещание посвящено развитию. Они рассказывали о своих бедах и предлагали различные способы залатать дыры. Можно понять Салават и Октябрьский: героический сезон 2010 года, который вписал эти города в историю отечественного спидвея особой строкой, уже не повторить. Расчет на появление меценатов не оправдался, а снова поднять бойцов в атаку не удастся. А ведь нужно, опять же, по меркам российского профессионального спорта, совсем немного, чтобы вернуть в Салават братьев Сайфутдиновых – Дениса и самого Эмиля, Семена Власова, Игоря Кононова и Виктора Голубовского, а в Октябрьский – Дениса Гизатуллина и Рената Гафурова – и места в призовой тройке российского чемпионата башкирским командам обеспечены. Еще меньше нужно Стерлитамаку и Учалам, чтобы восстановить свои позиции в мотогонках на льду: гонщики этих клубов в 2006-2008 годах становились чемпионами мира в командных соревнованиях, «Каустик» трижды завоевывал медали чемпионата России в Суперлиге, «Горняк» был чемпионом в Высшей. А теперь первый еле дышит, второй – впервые в новом сезоне – вообще не представлен в российских мотогонках на льду. Даже ЦТВС им. Г.Кадырова имеет финансовые проблемы, не позволяющие создавать для подготовки других профессиональных гонщиков такие же условия, как для лидера – Николая Красникова. О подготовке собственной молодежи нет и речи – ДЮСТШ при клубе за 10 лет создать так и не удалось из-за отсутствия средств. Об уфимском спидвее на совещании, как и о письме ветеранов команды «Башкирия» (Уфа) – 10-кратного чемпиона СССР по спидвею, которое, как оказалось, и дало толчок его проведению, было сказано вскользь, и никаких предложений по возрождению спидвея в Уфе от выступавших не поступило. Лишь после вмешательства одного из авторов «письма ветеранов» на совещании «по развитию мотоспорта» была озвучена его основная тема и задача, поставленная Президентом Башкирии. Ставился ли раньше перед руководством республики Мотофедерацией РБ вопрос о возрождении спидвея в Уфе? – на это был дан однозначный ответ «нет». О каком возрождении «гари» могла идти речь при таком отношении к ее «младшему брату» — «льду»? «Нам бы лед сохранить», говаривал на заседаниях МФРБ ее президент. И все же год назад созвездие имен, подписавших письмо на имя Президента РБ, сдвинуло дело с мертвой точки. Состоялось совещание, подобное нынешнему, и даже была разработана Мотофедерацией РБ «Программа развития мотоспорта в Республике Башкортостан на 2010-2014 годы», которая предусматривала меры по развитию спидвея в Уфе, Салавате, Октябрьском, а гонок на льду – в Уфе, Стерлитамаке, Учалах. Но, утвержденная спортивным министром, от премьера она тут же вернулась обратно в министерство, где и почивает до сих пор. Теперь ситуация в республике совсем другая, ее глава, зная все проблемы, тем не менее, повел Башкирию курсом на развитие. Грандиозный проект развития футбола – лучший тому пример. К сожалению, слово «развитие» некоторые чиновники толкуют по-своему. На совещании прозвучала примерно такая фраза: «мало ли какие достижения были в прошлом, на «Строителе» надо построить не гаревую дорожку, а искусственный лед». Нетрудно догадаться, что не для Красникова и его ледовой дружины, и предположить, что в случае такого «развития» мотогонки на льду в Уфе в недалеком будущем постигнет та же участь, что и спидвей. На будущей неделе предложения по развитию мотоспорта будут направлены в Правительство РБ. Какими будут эти предложения, сказать трудно. В письме, которое написали ветераны уфимского спидвея Президенту Башкирии, есть такие слова: «…помочь изменить ситуацию может даже Ваше доброе отношение, несколько теплых слов. Но все же мы убедительно просим Вас оказать более ощутимую поддержку в возрождении спидвея в Уфе…». Как видим, Рустэм Хамитов и проявил доброе отношение, и уже оказал «более ощутимую поддержку». Надеемся, что это доброе отношение, а главное – отношение к будущему нашей республики передастся и остальным участникам начавшегося процесса, который не завершится латанием дыр, а даст начало подлинному развитию в Башкирии спидвея и автомотоспорта в целом. автор: Николай ЕрмоленкоИсточник: Башинформ (bashinform.ru) | |
|